vseobislame (vseobislame) wrote,
vseobislame
vseobislame

Раненые карикатурой

Андрей Бильжо
художник.
(фрагмент статьи, статью целиком читайте по ссылке)


И вот опять карикатурный скандал, грозящий перерости во 2-ю карикатурную войну. На этот раз причиной стали картинки не в Датском королевстве, а в республике Франция. 

И опять — неприкасаемый пророк Мухаммед. 

И опять возмущен мусульманский мир. 

Совсем не мирный мусульманский мир. 

Про что же можно рисовать карикатуры, а про что — нельзя? 

И где та граница, которой нельзя переходить художнику? 

И есть ли граница вообще? 

И кто пограничники? 

Я, наверное, кого-то удивлю, но мне кажется, что рисовать можно про всё. 

Но! Очень важно: 

Как это сделано 

Для кого это сделано 

С какой целью это сделано 



Если это сделано грубо и зло, с целью кого-то обидеть — это плохо. 

Если кто-то смеётся над трагедией кого-то — это плохо. 

Плохо и всё. 

Ответом на этот плохой поступок может быть только другая карикатура. Или слова. Не более того. 

Если уж совсем подло и гадко — то презрение, нерукопожатие — это максимум! 

Ведь это всего лишь картинка. Рисунок на бумаге, где фигурируют персонажи. 

А, с другой стороны, существует такое понятие, как черный юмор. И масса карикатур, страшилок, анекдотов про слепых, глухих, безногих… Про инвалидов. 

Но вряд ли нормальному человеку придёт в голову шутить на эту тему в доме инвалидов. Или в присутствии инвалидов. Это элементарное чувство такта. 

Светский, не религиозный человек в своей газете может для своих читателей остроумничать и высмеивать не только мусульман, но и представителей любых других религий. Он свободен, как свободен его читатель. 

Ровно так же мусульманин и представитель любой другой религии для своих читателей может высмеивать пороки светского общества. 

Потому что это — всего лишь картинки. Кар-тин-ки! 

Глупо обижаться на анекдот. Это удел не очень образованных личностей. 

Есть анекдоты про евреев, армян, украинцев, грузин, эстонцев, американцев, англичан, французов… Придуманные, кстати, часто представителями этих народов, в которых высмеиваются какие-то национальные черты характера, какие-то особенности того или иного народа. Умение смеяться над собой — великое качество. Это самоирония. Это показатель силы, ума и свободы. 

Предвижу вопрос, мол, а про холокост, Бильжо, можно рисовать карикатуры? 

Ну, если для кого-то эта тема смешная — смейтесь. Между прочим, международный конкурс карикатур на эту тему уже проходил в одной мусульманской стране, и в нём участвовал кто-то из российских художников. И, кажется, даже не один. 

Может быть, найдутся те, кому смешон «Беслан», или «11 сентября». 

Риск должен быть один в таких случаях — презрение. Презрение, не более того. Потому что это всего лишь картинка. 

Кар-тин-ка! 

За картинку нельзя проливать кровь, какой бы темы эта картинка не касалась. 

Так можно докатиться до абсурда. Впрочем, до него мы давно докатились. 

Помню, как в книге отзывов на моей выставке карикатур в библиотеке им. И. С. Тургенева один зритель, комментируя мой рисунок на тему «Муму», написал: «Бильжо ненавидит собак и глухонемых». 

В любом случае, во всех этих карикатурных историях провокаторами являются не художники, а те, кто играет на чувствах фанатиков. А фанатик всегда не гибок, не тонок и не глубок. 

Вот картинки из альбома итальянского художника Джузеппе Венициано, на выставке которого я был в Венеции. И ничигео. Очень верующие итальянские католики совсем не возмущались. И никому не приходило в голову запретить эту выставку. 



оригинал статьи


Tags: Европа, Франция, волнения, ислам, исламизация, карикатуры, коран, мусульмане, мухаммед, насилие, нетерпимость
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment